Баннер
Russian Chinese (Traditional) English German Turkish
8_690_250_100.jpg
Главная > Персона > Арт-персона > Маргарита Сташуленок
Маргарита Сташуленок PDF Печать E-mail

stashulenok

Монументальный микромир

Рассуждая над судьбой женщин–философов, знаменитый постмодернист Умберто Эко привел древнее изречение: «Мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл». На протяжении многих столетий бытовало устойчивое мнение, будто у женщин отсутствуют способности к занятиям философией, математикой и живописью. Однако итальянский писатель отмечает, что были и технические трудности, которые женщины пока не смогли преодолеть. Совершенно неприлично было бы им лазить в юбке по строительным лесам или руководить мастерской с тремя дюжинами подмастерьев. Но как только стала развиваться мольбертная живопись, появились и женщины–художницы. Наша сегодняшняя героиня Маргарита Сташуленок работает преимущественно в камерной технике, находя в ней все возможности для творчеcкого выражения художника–монументалиста.

— Маргарита, расскажите о Вашей технике исполнения работ.

— Во время учебы в Белорусской академии искусств на кафедре монументально–декоративного искусства и после ее окончания я работала с разными материалами. Но сегодня своим приоритетным направлением работы я считаю левкас — это одна из самых долговечных техник, имеющая глубокие корни и традиции. Темперная живопись появилась до изобретения масляной. В иконописи левкас — название грунта, представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном клее, который наносится несколькими слоями на специальную доску. Пока грунтуешь доску, ты уже как будто вкладываешь в нее тепло своих рук.

Такая техника требует точности, кропотливой работы. Ее камерность и теплота невероятно притягивают меня. Отшлифованный грунт имеет поверхность, которая напоминает слоновую кость, она позволяет добиваться в живописи эффекта «свечения изнутри».

— Насколько традиционная техника исполнения органична в современных интерьерах?

— Вопрос, на мой взгляд, не в самой технике исполнения, а в том, как ее использует художник. Да, традиционными работами по левкасу считаются иконы, но сегодня художники, полагаясь на свою фантазию и творческое мышление, уходят очень далеко от иконописи. Я тоже работаю с совершенно другими образами. Многие древнейшие виды монументального искусства существуют и поныне: мозаика, витраж, энкаустика и т.д. Традиционная техника исполнения предполагает рукотворность, а значит индивидуальность вещи. Умело сделанная художественная работа в интерьере всегда его визуально обогащает, придает ему неповторимый характер.

— Насколько Вам интересно заниматься арт–объектами?

— Мне очень интересно это направление в современном искусстве: я с большим уважением отношусь к людям, которые пробуют свои силы в этом нелегком деле. Арт–объекты — это чаще всего некоммерческие проекты, которые требуют от художника большого творческого потенциала и невероятного желания просто творить. Иногда мне самой очень хочется поэкспериментировать, например, с объемами: плоскость не всегда оставляет художнику достаточно места для реализации его задумок. Несколько лет назад я сделала серию арт–объектов из выдвижных ящиков деревянных шкафов, списанных на свалку. Они были использованы мной как уже существующие формы, которые можно наполнить новыми историями. В результате из ящиков получились своеобразные «мини–театры». В этих работах левкасные изображения, расположенные в разных плоскостях, взаимодействуют с объемными элементами. У каждого объекта оригинальная конструкция: в одном из них, например, можно двигать внутреннюю дверцу, тем самым изменяя живописную композицию на задней стенке. Старая мебель обрела новую жизнь и зазвучала уже как «интерьер в интерьере».

Работы Маргариты Сташуленок

— Какой период в истории искусств Вам наиболее близок?

— Наверное, моим самым любимым периодом в истории искусств является Средневековье. Я абсолютно не разделяю мнение о том, что средние века были темным периодом затишья в культурной жизни Европы. Стилистика живописи этой эпохи не может не умилять и не поражать своей искренностью, душевностью. Особенно мне нравятся цветные книжные миниатюры, потому что они декоративные и изобразительные одновременно. В этих иллюстрациях с рукописным текстом свободно сочетаются орнамент, стилизованные фигурки людей и животных, изображения архитектуры. Меня вдохновляет красочное аллегорическое представление мира в произведениях средневековых мастеров.

— Вы активно участвуете в белорусских и международных выставках?

— Я считаю, что выставка — отличная возможность дисциплинировать творческого человека и поднять уровень его мастерства на качественно новую ступень. Одно дело — оценить свою картину в мастерской, и совершенно другое — на выставке, рядом с работами других художников.

Некоторые мои картины постоянно экспонируются в галереях Минска. За последнее время прошли три мои персональные выставки. В 2008 году «Выставка о Кракове» в Galeria NCK (Краков) и «Редкие сценарии» в галерее «Славутыя майстры» Минска; «Неклассический Бестиарий» в Музее современного изобразительного искусства Минска — в 2009–м. А участие в международных творческих проектах в Дании и Польше было для меня хорошей возможностью познакомиться с творчеством художников других стран, сравнить подход к экспонированию выставок.

— Расскажите подробнее о Вашей персональной выставке, посвященной Кракову.

— В 2008 году я стала лауреатом стипендии министерства культуры Польши Gaude Polonia, которая предназначена специально для творческой молодежи. Полгода я жила в Польше в качестве стипендиата, изучала польские аналоги живописи по левкасу. Несколько месяцев я открывала для себя другую культуру, наслаждалась местными достопримечательностями, а после отразила свое видение города и его знаковых мест в работах. Например, на создание левкаса под названием «Карта Кракова» меня вдохновило топографическое изображение исторической части города. Работа представляет собой пейзаж и, в то же время, натюрморт с лирой. Карта центра Кракова действительно напоминает этот музыкальный инструмент без грифа. Такой поэтичный взгляд, иная трактовка давно знакомых достопримечательностей были, как мне показалось, интересны и коренным жителям, и туристам.

— Залог успеха в творчестве — это…

— Постоянное развитие. Безусловно, с опытом у художника вырабатывается определенный стиль исполнения, в идеале — неповторимая авторская манера; но без постоянного развития в творческих профессиях ничего не добьешься.

— Что для Вас главное в работе современного художника?

— Так же, как и писатель или журналист, художник должен знать, каким образом можно воздействовать на зрителя с помощью искусства, чтобы донести, сделать понятным свой образ. Цвет, фактура, объем, использование определенной стилистики — все в данном случае имеет очень важное значение и помогает автору достичь цели.

Моя главная задача — вызвать своими работами интерес у зрителей. Для меня действительно важно, чтобы картина не была пустой: поэтому я всегда придумываю историю для своих фантастических образов. Я не реалист, а скорее сказочник, который постоянно ищет новых героев. Хочется, чтобы зритель вместе со мной видел в картинах что–то понятное, знакомое, но в новом ракурсе, чтобы открывал для себя, словно ребенок, свежесть и многообразие окружающего мира. Даже если зритель просто почувствует настроение, которым наполнены картины, я буду считать это творческой удачей.

Нина Лесковец

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


© 2012-2015 MADI.BY. Все права защищены vkontakte Создание и продвижение сайта - Tolk Systems